Хвастаюсь своими лаками и не только.

Larda Cheshko

«Греза», Петер Фехервари

«Греза» — новый роман Петера Фехервари и первый вышедший на русском языке представитель серии Warhammer Horror. Да, в целом, всё, что пишет Фехервари, можно более-менее отнести к хоррорам, но вот этот роман относится к серии прям официально. Я не знаю, как говорить об этой книге без спойлеров, но попробую написать хоть что-нибудь, перед тем, как кинусь рассуждать о героях и поворотах сюжета.


Греза — чудная долина, отделяющая Блистающую Цитадель Ангелов Сияющих (Канволис) от остальной части их родного мира. Когда-то в этой лесистой местности жили обычные люди, но вот уже несколько веков там водятся только претенденты на вступление в орден и жаждущие просветления паломники. Наши главные герои относятся к обеим категориям. Сначала мы знакомимся с мальчиком, который одолел чудовище в деревенской церкви, потом с путником, который решил пройти через Грезу, дабы обрести понимание Свода Сияющего и нести просвещение в массы. Первого мы впоследствии будем наблюдать до конца книги, а второй будет отжигать уже в другом романе, хотя и в этом кое-что успеет. Из достопримечательностей в долине имеется проклятая деревня (та самая, с церковью и чудовищем) и речка Тристэсс, единственный надёжный путь из долины в Канволис, хоть и течет она не только сейчас и не только через долину. Но, как вы понимаете, основной сложностью в Грезе является не ориентирование на местности, а большая вероятность поехать кукухой до того, как найдёшь речку. Не зря же оттуда все нормальные люди убрались подальше. И даже несмотря на то, что Греза имеет четко определенные географически границы, она может дотягиваться и до отдельных людей за своими пределами. А главное — до самих Сияющих, ведь все они там проходили и не все после этого остались прежними. Уже чувствуете, как веет безумием? Дааа, его будет в достатке.

С первыми двумя героями мы познакомились непосредственно в Грезе, но они у нас не единственные. Из путешествия в поисках новобранцев возвращается рапсодия Вечная (это у Сияющих так роты называются), а вместе с ней и Варзивал Червантес — Рыцарь Образцовый, которого вы можете помнить, если читали «Инфернальный реквием», и его Муза — Марисоль Шарбонно. Музы у Сияющих — это что-то вроде личных летописцев. Червантес только недавно экстренно стал Образцовым и полон сомнений, достоин ли занимать этот пост, ведь его предшественник был гораздо лучше, совершеннее, достойнее. И пока он сомневался, его в родной крепости не только окончательно утвердили на должность капелланы, но и назначили до кучи кастеляном всего Канволиса, потому что местный кастелян пропал, а в цитадели начала твориться подозрительная дичь и кто-то должен всё это расследовать. На время расследования Муза Червантеса из соображений безопасности была отправлена в резиденцию к тем Музам, которые уже вышли на пенсию. Как потом окажется, очень зря. Ведь Марисоль сама уже немолода и постоянная компания стариков, оставленных своими покровителями доживать остаток жизни в праздности и безвестности не лучшим образом сказывается на её психике. Тем более, что «подозрительная дичь» не обошла стороной и особняк, в котором люди начали ловить галлюцинации, самовыпиливаться и неосознанно отстукивать странный ритм, который сопровождает героев на протяжении всего романа.

Таким образом, большую часть книги Червантес будет пытаться понять, что случилось с Канволисом, кто виноват и как это всё прекратить, наши товарищи из Грезы будут по мере сил ему в этом помогать, а Марисоль постарается не умереть.

А теперь со спойлерами

Я предупредила

Что же на самом деле происходит в Канволисе

Если коротко, то Сатори в детстве заколол кинжалом одержимого Черной Яростью космодесантника, потом стал библиарием, провел на том же самом месте обряд, который открыл варп-портал, потом позволил будущему Червантесу выдернуть кинжал из трупа и освободить демона, и потом сам же его заманил в Канволис и бегал ловил. Главный герой тут на самом деле Сатори.

Если подробнее, то когда-то давно Ангелы Сияющие были вполне обычным орденом-наследником генетического материала Сангвиния. Как и другие потомки этого примарха, они страдали от Черной Ярости. Причем страдали настолько серьёзно, что перестали успевать восстанавливать свою численность. Маленького Сатори через некоторое время после сражения с поехавшим космодесантником нашёл главный библиарий ордена Ксёрен Кастанеда и забрал с собой. Позже текущий магистр ордена пал очередной жертвой Черной Ярости, Кастанеда стал магистром вместо него и начал реформацию, в ходе которой Сияющие как раз и ударились в искусство в целях борьбы с недугом. Это помогло, но недостаточно. Тогда Кастанеда взял с собой Сатори, который стал библиарием, вернулся в Грезу, где до сих пор валялся труп того безумного космодесантника с кинжалом в глазу, и на том самом месте провёл ритуал Отсечения, открывший варп-портал и породивший Анима-Торквентора. Именно после этого долина резко опустела. И это, судя по всему, действительно помогло. Всех кандидатов в орден начали пускать через Грезу и прошедшие испытание мальчики становились хорошими космодесантниками. Но потом будущий Червантес в ходе своего испытания нашёл эту церковь, выдернул кинжал из черепа трупа и тем самым освободил Торквентора, который тут же начал искать, в кого бы вселиться. Именно поэтому в Канволисе появились девять Наследников, борющихся за внимание могущественного воплощения Грезы.

Про героев

Начну, пожалуй, с путника из Грезы, как с наименее значимого в данный момент персонажа. Путника зовут Тарсем Вейд, но женщина по имени Эвриала, открывшая ему путь в Грезу, назвала его сеньором Ольбой и заявила, что душа его слишком стара, хотя телу его в тот момент было всего 23 года. В Грезе Вейд встретит Сатори и остаток пути они пройдут вместе. Позже, уже почти на выходе из Грезы, Сатори узрит, что Ольба странствует к мрачному избавлению. Избавитель, понимаете? Отче Избавитель, который в будущем заявится на Витарн в компании тех же Сатори и Червантеса, заберет оттуда Асенату Гиад, будет ослеплен ею и познакомит с книгой Иону Тайта. Только тогда он уже будет Ольбером Ведасом. Но в этом романе он только познакомится с Сияющими, переживет весьма впечатляющую встречу с криповым одноглазым наблюдателем в Грезе, проспит половину событий романа, попытается поймать врага, но вместо этого замкнет временную петлю. Потому что в конце книги он осознает, что Марисоль и есть Эвриала, и получается, она назвала его Ольбой, потому что он сам ей так представился, потому что она его так назвала, потому что… ну вы поняли. =)

Сама Марисоль вызвала у меня немного неоднозначную реакцию из-за странного отношения со временем. На момент событий ей около 60 лет, но её совершенно не расстраивают ни морщины, ни седина, она неоднократно отказывалась от ювенант-терапии и жалеет только о том, что с возрастом начала уставать быстрее. Но как только она начала корраптиться, ей внезапно очень понравилось быть молодой. Прям очень! До невозможности просто! В книге постоянно на этом делается акцент, причем на том, как она кайфует от снова гладенькой кожи. Возможно её так изменила подселившаяся в неё тьма, но выглядит всё равно сомнительно. Либо раньше она просто занималась самообманом, а не принимала себя такой, какая есть.

А вот с психологической точки зрения её падение хорошо обосновано. Музы находятся в эмоционально близких отношениях со своими покровителями, они их практически боготворят. А Варзивал мало того, что начал закрываться от неё ещё до высадки на Расписной Мир, но после он ещё и оставил её в компании местных стареющих Муз (она прозвала их Вурдалаками), которые уже никому не нужны и просто морально разлагаются. Они уродливы как внешне, так и внутренне. Марисоль сравнивает их с холёными мертвецами. Вурдалаки вызывают у неё ужас с нотками омерзения, она презирает их. Её ужасает мысль о том, что она тоже может превратиться вот в это, а Червантес в это время окончательно исчезает за горизонтом. В таких условиях мысли о том, что тебя просто используют для самоутверждения, а потом списывают на свалку, сами собой лезут в голову. Забвения она явно боится гораздо больше, чем старости. Тут Грезе даже стараться не пришлось особо, достаточно было просто подослать ей призрака в момент особо сильных сомнений.

Что же до самого Червантеса, то тут мне особо сказать нечего. Да, он без конца занимается самокопанием и часто сомневается. Как он на самом деле выполняет свои обязанности мы почти не знаем, потому что всю книгу он охотился вместе с Сатори, а это не совсем обычная ситуация. Да и в целом рапсодия Вечная занимается поиском будущих космодесантников, а не боевыми действиями, и во время штурма цитадели Цанна Варзивал понимает, что надо бы почаще заниматься тем, ради чего космодесантников и делали. Видимо, поэтому его рота потом пойдет в Крестовый поход с Отче Избавителем. Хотя и там они почти не будут сражаться.

Из второстепенных персонажей самый забавный — престарелый Вурдалак Гамартия Кры, пол которого/которой так и остался тайной, зато само Гамартия оказалось достаточно хитрожопым, чтобы выжить.

Общие впечатления

Первая часть романа показалась мне более интересной — там ещё ничего толком не понятно, зато полно той самой жутенькой наркомании, за которую я люблю творчество Фехервари. Заброшенная деревня, которая на тебя смотрит, постоянно глючащие приборы, больное солнце… Описание глазастой куклы почти не уступает той мухе из Инфернального реквиема! И ещё это лицо в реке, которое больше нигде не появлялось. Не могу отделаться от мыслей, что это наш неубиваемый друг с Федры плыл мимо, только заблудился потом на несколько десятилетий. Хотя в целом, по сравнению с другими романами, жути стало меньше. Ну или я привыкла и меньше пугаюсь. Ещё мне показалось странноватым, что мы упали сразу в середину истории с охотой на Наследников и стали свидетелями уничтожения уже шестого. Как будто мы пришли в кинотеатр с большим опозданием, посмотрели финал фильма, а о том, что было в начале, узнали только из обрывочных фраз героев. И я так и не поняла, зачем вообще Петер ввёл конфликт с сержантом Атьенсой. В начале книги тот выступает против назначения Червантеса, и даже упоминает, что все остальные сержанты тоже, но по факту его никто особо и не спрашивал, и закончилось это всё просто мелкой стычкой во время штурма цитадели Цанна: Червантес слегка психанул, Атьенса повел себя как обиженка, но всех быстро угомонил капеллан, так что даже мордобоя приличного не случилось. Вероятно, конфликт нужен был, чтобы подкинуть дровишек в «Червантес много сомневается и потому плохой командир»-топку, но туда и так всю книгу щедро летели поленья со всех возможных сторон.

Итог

Роман хорош и как самостоятельное произведение, и как набитая отсылками под завязку часть Тёмного клубка. Да, не без странностей, но не исключено, что это только мои личные загоны. =) Стоит ли лезть в Клубок через эту книгу? Да, как и через любую другую, ведь все книги и рассказы Клубка ссылаются друг на друга, «Греза» не стала исключением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные теги

Интересные записи

Смена режима и первые круглые цифры
Комментарии (40)
Гель-лаки Dance Legend
Комментарии (19)
Мои помощники. Часть 2 - Ремонт
Комментарии (11)
Итоги розыгрыша
Комментарии (11)
Быстроманикюр: Наклейки NCLA
Комментарии (11)